"Если я дома, я либо ретуширую, либо ем, либо гуляю с собаками..."
Мы познакомились с Наталией в далеком 2011 году, когда она начала работать в PTstudio в команде со своим бессменным визажистом Еленой Victory. Это был период раннего развития и активного роста. В настоящий момент Наталия Цыгина опытный и востребованный фотограф в Москве со своим узнаваемым стилем работы. Она достигла больших результатов за это время, и сегодня мы зададим ей несколько вопросов о ее работе.
Расскажи, с какого момента ты начала считать себя профессиональным фотографом?
Я до сих пор не считаю. (Cмеется). Больше подошло бы, наверное, определение –коммерческий фотограф. «Профессиональный» уж больно серьезно звучит, хотя в целом мой уровень достаточно приличный.
А ты стремишься стать "профессиональным фотографом"? Видишь какую-то черту, которую необходимо переступить, чтобы завоевать это звание?
Да, для меня сейчас главная цель - это глянец, и не так, чтобы какие-то разовые случайные фотографии, попадающие в журнал из-за того, что это была съемка с популярным человеком и ее попросили опубликовать. Реально профессиональных крутых фотографов у нас не много. Большинство того, что мы видим в интернете - скорее коммерция. Профессиональный фотограф это не "залайканное" портфолио, а регулярные журнальные истории. Профессиональный фотограф это не очередь из девочек, которые хотят пощелкаться за энную сумму. Это человек, являющийся частью большой команды, где каждый отвечает строго за свою зону. Профессиональный фотограф - это человек, который умеет снимать так, чтобы удивлять, чтобы рассматривать фотографию, задумываться о том, каким образом выставлен свет.
На какие основные этапы ты бы разделила свой путь в фотографии?
- Обучение, первые шаги, посещение мастер-классов, первая сложившаяся команда из меня и визажиста Лены Victory. Первые наши шаги были в студии Кирилла Зайцева. Это если говорить о съемке людей. До этого я фотографировала машины.
- Мы набирали клиентскую базу, мы подружились с PTstudio, где проходило большинство наших съемок, фотодней и т.д.
- Мы постепенно стали выходить на популярных личностей, начинали с Каникул в Мексике, с Саши Зверевой и Айзы Долматовой. Тогда это казалось грандиозным успехом.
- Помимо частных клиентов стало появляться много дизайнеров одежды и производств, для которых мы снимали каталоги и лукбуки.
- Развитие уровня съемки и выход на более выдающихся персонажей, таких как Павел Воля, Ляйсан Утяшева, Дима Билан, Равшана Куркова, Егор Крид, Юлианна Караулова, Анна Хилькевич, Белла Потемкина, Ксения Бородина, Лукерья Ильяшенко и другие.
Пока что мой творческий путь выглядит примерно так, если вкратце. Интересное дело, сижу вспоминаю, прокручиваю в ускоренном режиме наши съемки… Несколько лет можно уложить в несколько строчек.
А вот глядя на проделанный путь нынешними глазами, чему бы ты уделяла больше внимания, а чему наоборот меньше?
Я бы меньше внимания уделяла размышлениям о российских фотографах, за исключением нескольких людей, и чаще листала бы сайт Fashion Editorials. Я бы чаще отказывалась от бестолковых съемок. Я бы чаще ходила на мастер-классы. Глобально, путь неплохой. Важно, что сейчас, пройдя этот путь, мне есть с чем работать, у меня есть база и есть мысли на будущее.
Как хорошо, что ты затронула тему МК. Ты много мастер-классов посетила? Какие бы советы ты дала по поводу выбора наставника? Смотреть портфолио? Читать план мк? Или же следить за блогом человека, чтобы понимать как он живет? Что на твой взгляд наиболее объективный показатель того, что ты получишь пользу от МК?
Стоящие и интересные МК могу по пальцам пересчитать. Я сужу по портфолио. Хочется пойти к тем, у кого есть что-то необычное в кадрах. Необычный свет, идеи, которые заставляют разглядывать картинку, думать о том, как это было осуществлено. Или может быть интересная работа с цветом. Здорово, что сейчас тема проведения мастер-классов активно продвигается. Я подписана на некоторых людей и компании, которые занимаются организацией. Правда, часто получается так, что очень хочешь сходить на кого-то посмотреть/послушать, смотришь в календарь, а там съемка стоит на это время. Я очень жду МК Бирюкова, например. Пару недель назад рассматривала идею поехать в Европу на МК, но бюджет получался около 220 000 рублей за МК, плюс гостиница и т.д. Отказала себе в удовольствии.
А чей МК в Европе?
Имя не помню, врать не буду. Мне попалась реклама в Instagram. Полистала картинки, решила, что интересно. Потом изучали вопрос цены. Вот бы на Демаршелье сходить посмотреть и послушать... На это не жалко такой бюджет.
Возвращаясь к съемкам, расскажи, как выглядит твое недельное расписание? Сколько съемок, сколько времени уходит на ретушь?
Между съемками нет перерыва больше, чем 2 дня. Только если я не назначила себе отпуск. Ретушь случается каждый день. Если я дома, я либо ретуширую, либо ем, либо гуляю с собаками. Вот уже год как я стараюсь отдавать каталоги и лукбуки ретушеру. Не все. Есть те клиенты, которые не мою ретушь не принимают. Все не отретушированные папки отмечены красным тэгом, таких тэгов редко висит меньше семи.
Какие съемки тебе даются труднее всего?
Унылые. Когда надо снимать скукоту. Каталоги на белом фоне не люблю. Но иногда надо. Вот случается, что клиент у тебя есть хороший, съемки с ним красивые делаете, одежды много снимаете на красивых локациях, а тут он раз и заяви: «Мне нужна съемка на белом фоне. Хочу только тебя». Приходится снимать.
Ты когда-нибудь пробовала посчитать, сколько у тебя было съемок всего?
Мне кажется это практически невозможной задачей – посчитать количество съемок. Надо долго-долго листать календарь за последние лет 6.
Как обстоят дела с творчеством? Есть время на творчество, желание, подходящая команда и реквизит?
Творчество должно случаться регулярно. Без него живется туго фотографам. (Улыбается). Енисей (фотограф Енисей Абрамов – прим. ред.) однажды говорил, что творчество должно занимать 50% съемок. У меня не так много, но есть. Это же те съемки, когда можно оторваться, снять то, что хочешь. На этих съемках модель та, которую давно хочешь, одежда та, которую ты заранее знаешь и либо продумал сам, либо со стилистом, визажист делает не "мне стрелочки и смоки", а мы имеем полную свободу в мэйке. Снимая творчество, можешь закрутить модель как угодно, а не просто попросить "стоять прямо, чтобы рукавчик не сгибался". Творчество необходимо всем и постоянно. Ведь именно творческими картинками мы чаще всего пополняем портфолио.
Расскажи, где снимаешь? Какие места или студии выбираешь под коммерческие съемки, какие под творчество? Чем руководствуешься при выборе места?
Чаще всего сейчас я снимаю в White Studios, кроме них люблю еще The Museum, некоторые залы в Cross Studio. Kap's Rental Studios чаще для творчества, когда мне ничего не нужно кроме цветных фонов. Иногда WoodStudios, но не часто. В Qweex.Campus понравилось снимать. В NAKED недавно была первый раз, там понравились очень доброжелательные администраторы. В STBrown несколько раз снимала. Мне важно расположение. Ехать снимать на Волгоградку, Ярославку, Рязанку меня могут заставить только очень полюбившиеся локации. Но таких нет. Отсутствие парковки часто является одним из поводов не предлагать студию клиенту. Что касается параметров студии - самые оптимальные интерьеры сейчас в White Studios. Предполагаю, что там проходит 75% моих съемок. Мне важно, чтобы было удобно, чтобы люди приятные в студии работали, чтобы оборудование нормальное было а не Bowens, которым лет 15. Хорошо, когда есть где парковаться, и эта парковка стоит не 1500 рублей. Здорово, когда в студии достаточное количество мебели. Люблю залы, где нет кровати. Люблю, когда окна большие.
Что может оказаться для тебя поводом больше не приходить в студию?
Хамство администратора. Не работающие должным образом источники света. Убогие интерьеры. Или, например, тот факт, что до студии я ехала 2,5 часа.
У тебя есть какие-то ценовые критерии по студиям? Предельная цена?
Если клиент платит, тогда мне не важно, сколько стоит. Клиенты, которые снимают лукбук, обычно не сильно переживают из-за цены, если зал понравился и подходит под коллекцию. Частные клиенты иногда ставят ограничения по цене, допустим не больше 1500 за час за студию.
А сколько длятся твои съемки в среднем?
Частные съемки 3 часа, лукбуки 6-8 часов.
Лукбук – целый рабочий день! Работа мечты?
Если 10-15 луков снять нужно, и все делаешь вдумчиво без паники и красиво - тогда да. А если надо снять 50 луков, и лукбук переходит в каталог, то уже сложнее. При этом чаще всего хотят, чтобы 50 луков не выглядели одинаково, не на одном месте сняты были, и вообще, чтобы бомба и красиво.
Сможешь собрать весь свой накопленный опыт и озвучить совет начинающим фотографам одним предложением?
Учитесь и не зазнавайтесь, снимайте как можно больше, не ленитесь работать свыше нормы!
Спасибо тебе за то, что уделила время и рассказала о себе! И, напоследок, хотелось бы затронуть еще одно из твоих занятий, которому ты уделяешь серьезное внимание. Знаю, ты большая любительница собак, и у тебя пара своих лохматых любимцев. Расскажи об этой сфере своей жизни и о том, как можно поучаствовать в благотворительной ее части.
Да, собаки действительно занимают большу́ю часть моей жизни! Помимо того, что у меня две свои собаки и подобранный супер-кот, я стараюсь по возможности помогать бездомным собакам и приютам. Свои бездомные собаки на кураторстве у меня не так часто, это занимает достаточно много времени и сил. Но вот помочь кураторам денежкой всегда не сложно, пусть небольшие суммы даже 100 рублей - для них это большая помощь. Я знаю достаточно много проверенных людей, которые действительно без обмана оказывают помощь животным. Важно в этом деле не попасть в ловушку жуликов. Если что, я всегда знаю, где нужна помощь. (Улыбается).